Основы байдарочной гребли

Основы байдарочной гребли

Гребки

Непосредственно гребля — это сочетание ритмичных последовательных гребков, которые следуют один за другим с равными интервалами. Средний ритм гребли составляет примерно 20-35 погружений весельной лопасти в воду на протяжении минуты. Разумеется, данный темп зависит как от сложности водной трассы, так и от трудности выполняемых маневров. Ритм гребли задают те спортсмены, которые находятся в передней части каноэ или байдарки.

Техника гребли предусматривает использование двух видов гребков: управления и перемещения. Гребки перемещения являются основными и делятся на «прямые» и «обратные». Первые используются тогда, когда требуется придать плавсредству ускорение по направлению вперед, а вторые – для ускорения по направлению назад. А гребки управления призваны придать судну маневренность, они обеспечивают вращение плавательного средства вокруг оси.

За каждым гребцом в каноэ и на любом другом судне предусмотрен отдельный участок для осуществления гребков. К примеру, у спортсменов на байдарках это – правый и левый участки, а также части от начала лодки и до ее центра, и наоборот, от центра и до конца. Для перемещения гребки требуется совершать параллельно направлению движения и как можно ближе к стенке лодки и, а гребки управления — по максимально возможной дуге.

Каждый гребок разделяется на 4 основные фазы:

  • погружение весла в реку;
  • проводка;
  • выныривание лопасти на поверхность;
  • взмах веслом для проведения последующего гребка.

Техника гребли строго регламентирует положение тела спортсмена в процессе работы с веслом. Тело человека должно принять прямое положение, плечи должны быть развернуты на максимальный диаметр — это способствует совершению самого дальнего захвата воды.

В процессе выполнения гребка та кисть, которая располагается ближе к поверхности воды, считается тянущей (тянет весло), а кисть, которая находится выше — толкающая (толкает весло). В обычном темпе гребли постоянно производится смена функциональности каждой из рук. Чтобы иметь возможность наблюдать за ускорением и ориентацией лодки в пространстве, спортсмен должен совершать повороты головой в процессе проведения обратных гребков.

Передвижение на каноэ – более быстрое, поскольку весельная лопасть имеет специфическую форму и при погружении занимает практически вертикальное положение. А в случае байдарки весельная лопасть располагается почти горизонтально. Поэтому различается между собой.

Чтобы гребля была максимально результативной как на скорости, так и при маневрировании, требуется жестко посадить гребцов. К примеру, байдарка оснащается лавочкой специфической формы, которая не позволяет спортсмену перемещаться во время гребли. А на катамаранах предусмотрена специальная стойка, чтобы упираться коленями.

Особенности управления гребными судами

Существуют несколько профильных методик для проведения гребли на байдарке и каноэ. В зависимости от методики техника гребли допускает разные приемы работы руками, плечами и корпусом, чтобы придать телу спортсмена необходимое положение во время управления судна.

Крен

Такое название носит особый прием движения бедрами. Можно сказать, что крен играет приоритетную роль при управлении любыми плавсредствами. Когда выполняется крен, тело гребца должно оставаться в строго вертикальном положении, а движениями таза и бедер он будет наклонять (создавать крен) в ту или иную сторону на тот угол, который необходим. В обычной практике именно крен используется во всех без исключения маневрах на воде при сильном течении.

От того, насколько правильно выдержан угол крена и будет зависеть результат маневра, а также общая устойчивость судна на неспокойной воде. Существует одно основное правило — совершать наклон в сторону, в которую напирает поток реки; имеется в виду, что нужно подставлять под течение дно судна, а не его борта.

Угол крена определяется различием между настоящей скоростью каноэ и потоком. При этом эффективность крена определяется непосредственно при входе и выходе из мест со сравнительно небольшим течением после крупных камней в реке или же при резких поворотах и прочих маневрах. Самое главное правило гребли состоит в том, что необходимо осуществлять при крене более активную работу веслами с той стороны судна, в которую оно наклонено.

Повороты

Чтобы маневрирование на воде было полноценным, потребуется умение выполнять повороты. Если поворот требуется провести на совершенно гладкой либо вяло текущей воде, достаточно придерживаться данных правил:

  • выполнять крен в сторону, противоположную той, куда необходимо повернуть;
  • делать слабее гребки с той стороны, куда требуется повернуть;
  • модифицировать хват весла, немного увеличив глубину его погружения с внешней стороны поворота/разворота;
  • проводить широкие дугообразные захваты воды только с внешней стороны, с внутренней стороны любая гребля запрещается;
  • если у судна высокая скорость движения и необходим поворот на сравнительно небольшом участке поверхности воды, применяют боковое притяжение, а также зацеп и отталкивание.

Боковое притяжение

Проведение данного элемента подразумевает придание нижней руке нового положения — перпендикулярно борту судна. Верхняя рука должна оставаться согнутой, ладонь располагается выше уровня головы спортсмена либо за ней. А лопасть весла должна быть направлена в воду против его тела, после чего разворачивается по отношению к лодке.

Суть проведения бокового притяжения заключается в том, что в процессе выполнения очередного гребка та ладонь, которая оказывается ниже, должна подтягивать лопасть весла к поверхности лодки, а верхняя ладонь в этом время – надавливать на весло вбок.

Позвоночник гребца при этом наклоняется, а его бедра и колени находятся в большом напряжении. Со стороны может показаться, будто спортсмен перетягивает судно к веслу, зафиксированному под углом в 90о. Процедура опирается на дальность выноса весла — только так можно достичь результативности маневра.

Стоит учитывать, что вынос весла может увеличиваться за счет совершения крена в нужную для маневра сторону. Если же боковое притяжение выполняется в один момент сразу 2-мя гребцами, то смещается сразу все судно. А в ситуациях, когда притяжение выполняет только гребец на корме или на носу лодки, то плавсредство разворачивается.

Одним из самых результативных методов выполнения этого маневра считается проводка весла в направлении вдоль борта с разворотом лопасти под определенным углом по направлению перемещения лодки. Спортсмен, который производит этот маневр, должен распределить свои физические усилия сразу на два фронта. Первый — это нажим на лопасть перпендикулярно продольной оси каноэ или байдарки, что призвано придать перемещение в бок. А второе — приложение силы параллельно оси судна, чтобы уменьшить скорость его движения для выполнения безопасного смещения. Внешне это выглядит как перемещение весла вперед и назад, однако такой прием позволяет быстро снизить скорость судна и сместить его на новый курс.

Спортсмен держит весло таким образом, что в ходе выполнения притяжения оно обращено к борту внутренней частью, а внешняя часть направлена от лодки. Это определяет правильность выполнения маневра и его конечную эффективность.

Помимо притяжения боком существует и еще один вид притягивания — параллельное. Оно выполняется в следующей позе: спортсмен заносит кисть за голову, при этом локоть сгибается под 90о и держится на высоте рта. В результате ладонь оказывает давление на весло. Нижняя рука сгибается в локтевом суставе таким образом, что предплечье становится перпендикулярным относительно борта лодки и, в то же время, располагается параллельно поверхности реки или озера. За счет силы, приложенной рукой, лопасть легко перемещается вдоль борта судна.

Зацеп

Можно назвать зацеп своего рода продолжением притяжения, которое выполняет один гребец. Обычно этот прием используется тогда, когда требуется вывести плавсредство в иную зону — например, при смене течения или выходе из бурной зоны в более спокойную.

Лопасть весла выбрасывается гребцом тогда, когда его тело максимально наклонено в сторону выброса. Учитывая разность скоростей течения в разных зонах, гребец должен удержать весло в жестком положении.

Создается ощущение, что байдарочник или спортсмен на каноэ цепляется за воду веслом, что позволяет втянуть судно в другую зону и, при необходимости, совершить разворот.

Отталкивание

Освоение техники гребли подразумевает умение проводить на реке и этот прием. Спортсмен держит весло в параллельной плоскости относительно оси судна. Погружение лопасти в воду происходит непосредственно у самого борта, можно даже частично погрузить весло под байдарку.

Одна рука гребца иногда может касаться деки судна: ладонь зажимает весло к борту и четко фиксирует его как рычаг для вращения. Тело спортсмена должно быть слегка повернуто в сторону весла. Та кисть, что оказалась наверху, сгибается в локтевом суставе и размещается горизонтально на высоте рта. После этого верхней рукой нужно резко потянуть за весло в направлении, перпендикулярном борту плавсредства.

При выполнении этих действий весло будет оказывать сильное давление на борт в том месте, где его зажала рука. Это давление и будет способствовать боковому смещению лодки. При этом потребуется также совершить крен на второй борт, чтобы избежать захвата воды или переворота лодки.

Данный прием позволяет результативно выполнить отталкивание и, в то же время, сохранить устойчивость судна. Придется несколько раз повторить маневр, чтобы добиться требуемого результата.

Подруливание

Подруливанием в гребле называют особый прием, который основывается на вялом притяжении либо, наоборот, отталкивании. Этот прием проводится исключительно при небольшом развороте лопасти по окончанию традиционного гребка перемещения. Гребок должен выполнить тот спортсмен, который находится на корме при движении вперед. Если проводится перемещение назад, то прием выполняется гребцом на носу судна.

Подруливание используется в разных ситуациях: на байдарке такой прием применяется гораздо чаще, чем на каноэ.

Проводка весла без опоры

При выполнении маневров на реке важно грамотно соединять разные виды гребков и приемов, чтобы обеспечить устойчивость судна и не потерять скорость при проведении соревнований.

Для выполнения этих задач важно правильно осуществлять безопорную проводку весла. Владеть данной методикой должен каждый спортсмен, так как она позволяет объединить все виды гребков в единое целое без потерь в скорости. При этом спортсмены даже не поднимают лопасти над поверхностью.

Самый распространенный способ проведения проводки весла безопорным способом — это проводка вдоль борта судна ребром весла от себя по направлению движения вперед. Внутренняя часть весельной лопасти при этом стремится в начало нового гребка.

Спортсмен должен расслабить ладонь той кисти, которая оказалась внизу, и толкнуть весло, применяя минимальное давление. Локоть гребца располагается параллельно линии борта. Весельная лопасть при этом принимает такое положение, в котором давление воды будет сведено практически к нулю, поэтому препятствий для дальнейших действий гребца не будет.

В некоторых случаях проводка весла выполняется с разворотом лопасти внутренней стороной вперед, тогда совершается и слабое параллельное притяжение. Однако даже тогда возможность попадания лопасти в бурный поток или течение минимизирована.

Фиксация весла при безопорной проводке почти всегда выполняется в строго вертикальном положении, поэтому другая рука должна находиться на уровне головы спортсмена.

Траверс

Техника гребли — это умение выполнить такой прием на воде, как траверс. Он проводится в тех ситуациях, когда надо переместить лодку поперек течения реки более, чем на 4 метра.

Траверс можно выполнить по одной из двух известных методик: носом судна против направления течения либо кормой. На практике доказано, что первая методика маневреннее и эффективнее.

Чтобы выполнить траверс носом лодки против течения, каноэ придают положение под острым углом относительно потока и определенное время используют исключительно стандартные гребки перемещения. При этом постоянно надо поддерживать один и тот же градус угла между судном и направлением потока. И чем выше движение потока, тем меньше должен быть угол.

Сила течения будет пытаться выполнить разворот судна, постоянно изменяя выставленный угол и снося судно в ту или иную сторону. В конечном итоге именно этот прием поможет переместить плавсредство на несколько метров в бок.

Наиболее часто применяется спортсменами носовой траверс. Недостаток кормового траверса заключается в том, что нужный угол гораздо труднее удержать. Кроме того, категорически нельзя выполнять кормовой траверс в тех зонах реки, где есть подводные препятствия (к примеру, камни), так как велика вероятность того, что судно налетит на них.

Эскимосский переворот

Так называют один из приемов, который позволяет поставить перевернувшуюся в реке байдарку в исходное положение. Гребец должен проделать под водой очень сильный гребок в форме дуги – в направлении от носа до конца кормы. В тот момент, когда лопасть весла будет проходить рядом со спортсменом, он должен совершить резкий толчок бедрами, поставив тем самым судно на ровный киль.

Этот рывок должен поддерживаться дальнейшим движением весел. При этом особенное значение придается и порядку выхода на поверхность воды: первым делом появляется байдарка, затем по очереди спина, плечи и голова спортсмена. Если первым делом вытягивать голову из воды, то эскимосский переворот не получится.

Руль

Обычно гребля на байдарке и каноэ — это использование новых, модернизированных плавсредств. К примеру, сегодня можно купить байдарку с рулевым управлением (каноэ выпускаются без него). Данное оснащение позволяет легко маневрировать, а также пользоваться дополнительными возможностями относительно разгона на воде.

Обычное рулевое устройство имеет конструкцию следующего вида: перо (пластина определенной длины и ширина, которая опускается в воду) и румпель (он поворачивает это перо). С помощью румпеля можно проводить любые операции с судном, так как перо поворачивается относительно самого судна.

Если перо установлено вдоль осевой плоскости байдарки, то судно будет двигаться только прямо. Если требуется изменить курс и повернуть в ту или иную сторону, то требуется просто слегка изменить положение пера.

Однако следует знать, что глубина, на которую погружается перо превышает глубину полной осадки судна. Поэтому использование рулевого управления на мелководье нецелесообразно.

На некоторых современных типах байдарок используется ножное управление рулем. В этих случаях конструкция судна подвергается небольшим изменениям: к румпелю крепятся специальные рулевые тяги, а их второй конец прикрепляется к ножной педали.

Обычно рулевым на судне является тот гребец, который сидит на корме. Если байдарка вот-вот зайдет на мель, задний гребец быстро поднимает перо из воды, для чего к нему привязывается веревка.

Техника владения рулем очень проста и не вызывает трудностей даже у новичков. Обычно руль используется при долговременных путешествиях по ровной поверхности реки для облегчения гребли. Если же требуется проплыть по мелководью или по бурному участку воды, рулевое управление снимается и не используется, так как отвлекает гребца от его основных обязанностей.

Основы байдарочной гребли: выводы

Все вышеописанные методики проведения притяжений, зацепов, поворотов и прочих приемов одинаково эффективны практически на всех видах гребных плавсредств, включая простые надувные лодки. При этом стоит отметить и несколько особенностей.

К примеру, прием траверса нельзя использовать на надувных лодках, поскольку ими невозможно управлять при наличии более-менее сильного течения. А отталкивание применяется исключительно на тех суднах, которые используют греблю как на каноэ.

Профессионалы замечают, что недостаточно в совершенстве изучить все эти приемы в теории, необходима обширная и разноплановая практика. При этом каждый из изученных приемов требуется сотни раз повторить на воде, чтобы довести до автоматизма и закрепить навыки управления судном на уровне рефлексов

При каждом путешествии или соревновании потребуется не один-два приема, а целый комплекс разных методик, позволяющих быстро и безопасно выполнить основные маневры на воде. Кроме того, для каждого вида плавательных средств подбирается индивидуальный набор приемов.

V F M O T t